вторник, 28 февраля 2012 г.

Что случилось со Снайдером?



Getty images
Игровые проблемы полузащитника миланского Интера Уэсли Снайдера достигли своего апогея.
Несмотря на хорошее физическое состояние, голландца уже нельзя назвать безоговорочным игроком основного состава Интера.

Андре Виллаш-Боаш столкнулся со многими сложными вопросами за недолгое время работы в Челси, но к тем, которые вылезли наружу на прошлой неделе, он, вероятно, не был готов вообще. Президент Порту Нуну Пинту да Кошта в разговоре с португальскими журналистами заявил, что многие игроки нынешнего состава Челси по-прежнему находятся на связи с Моуриньо - тренером, покинувшим Лондон более четырех лет назад.

"Ему нужно дать время, чтобы сформировать команду, - заявил Пинту да Кошта. - И он не сможет это сделать до тех пор, пока его игроки будут обмениваться текстовыми сообщениями с Моуриньо". Сам Виллаш-Боаш, конечно, публично не стал делать из этого серьезную проблему. "Это нормально, - ответил сеу Андре. - Я тоже эмоционально привязан к людям, с которыми работал в Академике и Порту. Я пишу им смски, они мне отвечают. Это действительно нормально".

Тем не менее Виллаш-Боаш, обладая опытом работы с Моуриньо, знает лучше других, что его отношения с игроками на самом деле далеки от идеала. Моуриньо многие называют хорошим тактиком, и с этим нельзя поспорить, но все же его главное достоинство - организация управления составом, man management. Он убежден, что психологические факторы в футболе являются наиболее важными аспектами способностей футболиста, и его отношения с игроками довольно необычны. Все помнят, как он, покидая Интер, пускал слезу на пару с Марко Матерацци - известным тафгаем и игроком, спровоцировавшего Зинедина Зидана.

Отдельно следует отметить, что Моуриньо на протяжении всей его тренерской карьеры умудрялся превращать неплохих футболистов в исполнителей топ-класса. Вот примеры по клубам - в Порту, к примеру, у него на флангах действовали Паулу Феррейра и Нуну Валенте, своей игрой напоминая чуть ли не Кафу с Роберто Карлосом. Феррейра продолжал играть под руководством сеу Жозе и в Челси, но с его уходом превратился в крепкого резервиста. Валенте мелькнул в Эвертоне, а после и вовсе тихо завершил карьеру.

В Челси у Моуриньо были деньги, он мог сразу работать с игроками более высокого уровня. Но именно при нем Фрэнку Лэмпарду удалось раскрыться и превратиться из рабочей лошадки, действующей в центре поля, во второго по ранжиру лучшего игрока мира в 2005 году. Эйдур Гудйонсен был хорошим форвардом, но у Моуриньо он умудрялся здорово действовать в центре полузащиты. Джо Коул провел лучшие свои годы именно при Моуриньо.

Есть еще и Интер, который попал в "послемоуриньевскую" депрессию практически всем составом. Но один футболист выделяется особо: Уэсли Снайдер. Его речь на церемонии вручения Золотого мяча-2010 была пропитана сильной эмоциональной связью. "Было приятно работать с Жозе Моуриньо, и я хочу сказать это здесь, стоя на этой сцене, - признался голландец. - Для меня он является лучшим тренером в мире". И это едва вновь не спровоцировало появление слез на щеках его бывшего тренера.

"Успех всегда преследует Жозе, но это не всегда связано с тем, что у него имеются лучшие игроки. Все потому, что он заставляет игроков поверить в то, что они лучшие, - признался Снайдер позже. -  Благодаря ему начинаешь верить в себя и в свои силы. Когда он находится в клубе, игроки и персонал оказываются одни против всего мира".

И хотя Снайдера, возможно, и не следует ставить в один ряд с менее талантливыми игроками, сверкнувшими ненадолго под светом звезды Моуриньо, однако саму теорию его случай не опровергает. Уэсли был очень многообещающим игроком в Аяксе, но поставить его в один ряд с лучшими футболистами из топ-чемпионатов было нельзя. В мадридском Реале он почувствовал вкус успеха, добившись чемпионского титула с Реалом, однако в стартовый состав он проходил не всегда, да и команда строилась совсем не вокруг него. Только в Интере в сезоне 2009/10 он демонстрировал игру мирового уровня. Попросту говоря, спад игровой формы Снайдера продолжается дольше, чем этап его сияния на футбольной арене. Поэтому естественно предположить, что именно сейчас он и демонстрирует свои истинные способности, а не тогда, в сезоне 2009/10...

Ухудшение уровня выступлений нельзя недооценивать. Кажется, оно началось буквально сразу после ухода Моуриньо. Одним из самых больших заблуждений в современном футболе является мысль, что Снайдер хорошо отыграл на ЧМ-2010, в основном по причине пяти забитых мячей. Хотя на самом деле это была подборка простых ударов и рикошетов, а один из них был настолько очевидным автоголом Фелипе Мело, что Снайдеру должно было быть даже немного стыдно, что именно он был признан автором забитого мяча в итоговом протоколе. Сборная Голландии дошла до финала, но их десятый номер не продемонстрировал настоящий плеймейкерских качеств.

Да, критиковать Снайдера за удачливые голы все же не следует, но признание, полученное за игры на том турнире, можно считать худшим, что случалось с этим футболистом. По мнению многих, Уэсли заслуживал попасть в тройку главных претендентов на получение Золотого мяча, и вполне вероятно, что он сам начал в это верить. По правде же говоря, он хорошо отыграл только полгода, после чего откровенно сдал под руководством Рафаэля Бенитеса. Барселонское трио в лице Месси, Хави и Иньесты было более убедительно.

Но что еще важнее, Снайдер, похоже, забыл, футболистом какого плана является. В сезоне 2009/10 он был великолепен, дергая за ниточки между линиями и создавая шансы для Диего Милито, Сэмми Это'О и Горана Пандева. Когда же его использовали в еврокубках ближе к атаке, он развивал контратаки, комбинировал с Милито, но оставлял возможности забивать аргентинцу. Снайдер забил лишь четыре мяча в чемпионате и восемь всего. Он был плеймейкером, а не бомбардиром.

Завершив чемпионат мира на вершине списка бомбардиров, Снайдер, кажется, возомнил себя забивалой. Если в сезоне 2009/10 он наносил в среднем 2,24 удара за игру, то после этого цифра постоянно росла – 3,38 в следующем сезоне и 3,8 в нынешнем. Невероятно, но факт: после ухода Моуриньо он забил всего пять мячей.

Уэсли жаловался на свою роль после чемпионата мира: "Я был разочарован, когда командой руководил Бенитес... Он хотел, чтобы я играл нападающего". Под этим он подразумевал действия высоко впереди под единственным форвардом. И в то же время он не хочет играть глубже. "Мне вообще не по душе действовать в центре полузащиты, - признался он в одном из других интервью. - Я хочу располагаться ближе к чужим воротам... лучше действовать вторым форвардом, чем центрхавом". Все это выглядит как-то запутанно, похоже даже не то, что он пытается обвинить менеджеров, тогда как на самом деле просто играет плохо.

Снайдер говорит, что предпочитает действовать под двумя форвардами при схеме 4-3-1-2. Клаудио Раньери пробовал играть по такой формации, но в ней имеется одна проблема - слишком многое в атакующих действиях ложится на плечи одного футболиста, Снайдера. Раньери пытается найти компромисс, делая ставку на нечто среднее между 4-3-2-1 и 4-4-2. В таком случае Снайдер смещается на левый фланг, когда мячом владеет соперничающая команда, а Хавьер Дзанетти располагается либо справа, либо в центре полузащиты. И, по правде говоря, аргентинец Рики Альварес подходит лучше на роль Снайдера.

"Снайдер - не проблема, а решение проблемы", - заявил Раньери на прошлой неделе. И продолжил: "Мне кажется, что тренер Интера обязан попытаться найти применение игрокам с особыми качествами, даже если игра команды от этого страдает". Прочитать текст между строк довольно просто.

Играть между линиями нелегко. Где-то внутри Уэсли Снайдера прячется великолепный игрок, но его нынешняя форма с большой натяжкой может быть достойна Интера, не говоря уже о том, чтобы вокруг нее строилась игра этой команды.

Майкл Кокс (Zonal Marking) для ESPN.com,
Перевод и адаптация Марка Венгерова, Football.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий